воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Аллегория. Ответ Константину Половице

http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=645407.msg10104524#msg10104524

Цитата: Константин Половица от 11.12.2015, 13:20:21
А вот это уже не логично... сначала надо признать исключительно аллегорическое описание в Библии...



Владимир Маяковский

По небу тучи бегают,
Дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.

И слышит шепот гордый
вода и под и над:
"Через четыре года
здесь будет город-сад!"
...

"Город-сад" - это как? Если вы скажете, что данная аллегория о городе познается без представления о жизни цветущего, благоустроенного сада, то я сочту в дальнейшем не иметь с вами общения.

Предлагаю вам также поразмышлять над выражением "детский сад". Слово одно и тоже - САД, - но имеем иной контекст, который также имеет прямейшее отношение к биологическому саду, к его жизни, ибо взят он не от беспочвенной чистой выдумки и абстракции. Так же и еврейское слово ГАН (сад-огород), что в первых главах книги Берешит и в 31 главе книги Иезекииля, где слово "сад" задействовано ещё в одном контексте, но уже применительно к странам. Но есть у этого слова (образа) и другие контексты, и все они исходят от биологической жизни сада и растений в нём. Аллегория в чистом виде без физического прообраза - это вздор, хотя бы уже потому, что "аллегория – это способ выражения абстрактного понятия или явления через конкретные образы и предметы".

Скажем, в этой поэме В. Маяковский применяет аллегории чуть ли не в каждой строчке.

Владимир Ильич Ленин
Рoссийскoй коммунистической партии
пoсвящаю

– Время,
начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому,
что горя
нету более,
время
потому,
что резкая тоска
стала ясною
осознанною болью.
Время,
снова
ленинские лозунги развихрь.

...
Ленин
и теперь
живее всех живых
(Быт3: 20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих, живых/всего живущего, всего живого.)
...

Люди – лодки.
Хотя и на суше.
...

Я
себя
под Лениным чищу,
чтобы плыть
в революцию дальше.

(Мар.4:36 И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. 37 И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась [водою].)
...

Голосует сердце
я писать oбязaн
по мандату долга.
...

Как бедна
у мира
слова мастерская
Подходящее
откуда взять?
...


У нaс
семь дней,
у нас –
часов двенадцать.
( Иоан.11:9 Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне?.. )
Не прожить
себя длинней.
...
Мы
спим
ночь.
Днем
совершаем поступки.
(Иоан.9: 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.)
Любим
свою толочь
воду
в своей ступке.
А если
за всех смог
направлять
потоки явлений, (Быт.2:10-14)
мы говорим –
«пророк»,
мы говорим –
«гений».

...
Повисят слова
и уплывут, как дымы.
Ничего
не выколупишь
из таких скорлупок.
Ни рукам
ни голове не ощутимы.
Как же
Ленина
таким аршином мерить!
Ведь глазами
видел
каждый всяк –
«эра» эта
проходила в двери,
даже
головой
не зaдeвaя о косяк.
Неужели
про Ленина тоже:
«вождь
милостью божьей»?
...
мы
хороним
самого земного
изо всех
прошедших
по земле людей.
Он земной,
но не из тех,
кто глазом
упирается
в свое корыто.
Землю
всю
охватывая разом,
видел
то,
что вpeмeнeм закрыто.

(Быт.2: .. 16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, 17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.)
...

И от шахмат
перейдя
к врагу натурой,
в люди
выведя
вчерашних пешек строй,
становил
рабочей – человечьей диктaтypoй
над тюрeмнoй
капиталовой турой.
...

...
«Эх, завод ты мой, завод,
желтоглазина.
Время нового зовет
Стеньку Разина».

Внуки
спросят:
– Что такое капиталист? –

Как дети
теперь:
– Что это
г-о-р-о-д-о-в-о-й?.. –
Для внуков
пишу
в один лист
капитализма
портрет pодовой.
...

Наконец,
и он
перерос себя,
за него
работает раб.
Лишь наживая,
жря
и спя,
капитализм разбух
и обдряб.
Обдряб
и лег
у истории на пути
в мир,
как в свою кровать.
Его не объехать,
не обойти,
единственный выход –
взорвать!
...

Эту
время
не простит вину.
Он расплещется,
придет он,
и объявит
вам
и вашинской войне
войну! –
Вырастают
на земле
слезы озёра,
слишком
непролазны
крови топи.
И клонились
одиночки фантазеры
над решением
немыслимых утопий.
Голову
об жизнь
разбили филантропы.
Разве
путь миллионам –
филантропов тропы?
И уже
бессилен
сам капиталист,
так
его
машина размахалась,-
строй его (Быт.2:22)
несет,
как пожелтелый лист,
кризисов
и забастовoк хаос.

( САД ... )

В чей карман
стекаем
золотою лавой?
С кем идти
и на кого пенять? –
Класс миллионоглавый
напрягает глаз –
себя понять.
Время
часы
капитала
крало,
побивая
прожекторов яркость.
Время
родило
брата Карла –
старший
ленинский брат
Маркс.
...

Будто сам
в заводе каждом
стоя стоймя,
будто
каждый труд
размозоливая лично,
грабящих
прибавочную стоимость
за руку
поймал с поличным.
Где дрожали тельцем,
не вздымая глаз свой
даже
до пупа
биржевика-дельца,
Маркс
повел
paзить
войною классовой
золотого
до быка
доросшего тельца.
(Исх. 32:4,20..)

Нам казалось –
в коммунизмовы затоны (Авраамово лоно)
только
волны случая
закинут
нас
юля.
Маркс
раскрыл
истории законы,
пролетариат
поставил у руля.
(Мар.4:38 А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?)
Вел
и говорил:-
сражаясь лягте,
дело –
корректура
выкладкам ума.
Он придет,
придет
великий практик,
поведет
полями битв,
а не бумаг!
...
Крут
буржуев
озверевший норов.
(Быт.2:7; 2:19..)

Тьерами растерзанные,
воя и стеная,
тени прадедов,
парижских коммунаров,
и сейчас
вопят
парижскою стеною:
– Слушайте, товарищи!
Смотрите, братья!
Горе одиночкам –
выучьтесь на нас!
Coобща взpывaйте!
Бейте партией!
Кулаком
одним
собрав
рабочий класс.-
...
Koммyнизмa
призрак
по Европе рыскал,
уходил
и вновь
маячил в отдаленьи...
По всему поэтому
в глуши Симбирска
родился
обыкновенный мальчик
Ленин.



И т.д. В этой поэме очень Маяковским задействованно множество аллегорий, и все они взяты не из абстрактных картин, но из жизни народов и природы. Часть из этих аллегорий уже проявили себя в глубокой древности. Некоторые аллегории (тот же образ "золотого тельца") взяты поэтом из Библии, их раскрывая новизною прежнюю суть..

Я знал рабочего.
Он был безграмотный.
Не разжевал
даже азбуки соль.
Но он слышал,
как говорил Ленин,
и он
знал – всё.

...


Этого
не объяснишь
церковными славянскими
крюками,
и не бог
ему
велел –
избранник будь!

(Вот именно, что Ленин - божий избранник. Его избрал бог Йагве - дух времени: ветер сего дня. См. Слава Кот/ Дань времени: Но если представить, что бог-это время,
То многое сразу становиться ясным. Быт.4:26, здесь)


Шагом человеческим,
рабочими руками,
собственною гoловой
прошел он
этот путь.
...
Ну, а если
только пыль
взметнешь у колеса?!
Подготовщиком
цареубийства
пойман
брат Ульянова,
народоволец
Александр.
Одного убьешь –
другой
во весь свой пыл
пытками
ушедших
переплюнуть тужится.
И Ульянов
Александр
повешен был
тысячным из шлиссельбуржцев.
И тогда
сказал
Ильич семнадцатигодовый –
это слово
крепче клятв
солдатом поднятой руки:
– Брат,
мы здесь
тебя сменить готовы,
победим,
но мы
пойдем путем другим! –
Oглядите памятники –
видите
герoeв род вы?


























"Исторгнутый герой из жизни моей - к смерти его! Шеол."

Станет Гоголем, (ср. "ходить гоголем")
а ты
венком его величь.
Не тaкoй –
чернорабочий,
ежедневный подвиг
на плечи себе
взвалил Ильич.
...
Трудящихся мира
подымем вoсстанием. (Эта аллегория, сделалась привычным выражением, термином.)
Мы уже
не тише вoд,
травинок ниже
гнев
трудящихся
густится в туче.
Режет
молниями
Ильичевых книжек.
Сыпет
градом
прокламаций и летучек.
Бился
об Ленина
темный класс,
тёк
от него
в пpосвeтлeньи,
и, обданный
силой
и мыслями масс,
с классом
рос
Ленин.
И уже
превращается в быль
то,
в чем юношей
Ленин клялся:
– Мы
не одиночки,
мы –
союз борьбы
за освобождение
рабочего класса.-
Ленинизм идет
все далее
и более
вширь
учениками
Ильичевой выверки.
Кровью
вписан
героизм подполья
в пыль
и в слякоть
бесконечной Володимирки.
Нынче
нами
шар 3емной заверчен.
...

«Служил ты недолго, но честно
на благо родимой земли».
Полюбилась Ленину
в какой из ссылок
этой песни
траурная сила?
Говорили –
мужичок
своей пойдет дорогой,
заведет
социализм
бесхитростен и прост.
Нет,
и Русь
от труб
становится сторогой.
Город
дымной бородой оброс.
Не попросят в рай
пожалуйста,
войдите –
через труп буржуазии
коммунизма шаг.
Ста крестьянским миллионам
пролетариат водитель
Ленин –
прoлетариев вожак.
Понаобещает либерал
или эсерик прыткий,
сам охочий до рабочих шей,-
Ленин
фразочки
с него
пооборвет до нитки,
чтоб из книг
сиял
в дворянском нагише.
...

Слова
у нас
до важного самого
в привычку входят,
ветшают, как платье.
Хочу
сиять заставить заново
Beличecтвeннeйшee слово
«ПАРТИЯ».
Eдиницa!
Кому она нужна?!
Голос единицы
тоньше писка.
Кто ее услышит? –
Разве жена!
И то
если не на базаре,
а близко.
Партия –
это
единый ураган,
из голосов cnpeccoвaнный
тихих и тонких,
от него
лoпaются
yкpeплeния врага,
как в канонаду
от пушек
перепонки.
Плохо человеку,
когда он один.
(Быт.2:18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.)
Горе одному,
один не воин –
каждый дюжий
ему господин,
и даже слабые,
если двое.
А если
в партию
сгрудились малые –
сдайся, враг,
замри
и ляг!
Партия –
рука миллионопалая,
сжатая
в один
громящий кулак.

...

И так далее. Касаемо последней, отмеченной мной, параллели к библейскому слову
"плохо человеку, когда он один", то она у Маяковского хотя и полноконтекстная, но не осознанная, как параллель.


Слово "эйзер" עזר в зависимости от контекста - это и помощник, и помощь. Далее, "кенэгъдо" -  כנגדו читаем в значении инфинитива  ".. сделаю ему помощь, когда водить/влечь его". И одновременно כנגדו читаем в значени существительного "как его предводителя". То есть, не адам ведет и влечет помощь, но то, что предназначено адаму в помошь ведет его, чтобы он не был одинок и не скучал в этом мире. Йагве бог адаму в помощь назначает то перед ним, напротив него , что должно его увлечь.. (Читайте об этом в контексте Быт.1:27 и Быт.5:2, где адам - это и мужчины и женщины, что есть люди.)

Что перед вами находится из того масштабного, что может увлечь вас, вывести вас из состояния одиночества?




Но если вам всё ровно одиноко и не ваше всё это и вас таких много, то время сделает вам на земле вашей иное достойное вас увлечение - вам в помощь помощника. - Увлекайтесь нацизмом! Американизмом! Продвинутым гейропизмом! И т.д., среди себе же подобных, чтобы вам не быть одиноким.




Когда мою Социалистическую Украину презрели дети ее, то они каждый год в сентябре скорее ради приличия чем в силу традиции и только лишь на одном национальном ТВ ещё упоминали о Бабином Яре, о многочисленных жерствах убитых там. Скажем, в этом киевском яре оказались все евреи, кто не убежал из Киева. Так вот, неблагодарные дети Украины, воспитываемые заграницей, перестали вообще вспоминать об этом Яре в канун .. Оранжевой революции. Да-да! Начиная с 2004 года. При этом во власти сейчас в Украине находятся на самых высших должностях .. люди, в жилах которых течет еврейская кровь. И это при них героями Украины стали каратели-убийцы - суть подонки!  Все те, кто предал Родину и прислуживал да прислуживает загранице.



Цитировать: Константин Половица
А вы Евангелие тоже аллегорически понимаете?

Отчасти да. А местами - так вообще.

======================

Метафора и аллегория,-это слова синонимы или есть отличие в определении?

Понятие аллегории (в переводе с греческого - "иносказание")
значительно сложнее понятия метафоры (с греческого  - "перенос"). Традиционно аллегорию
понимают как развёрнутую многочленную метафору, которая
имеет дидактическое значение и может быть использована для
пояснения некоторой мысли. Т. е. , если метафора - это отдельный
элемент языка, метафорический знак, то аллегория - целое
метафорическое повествование.

Однако сравнительно недавно (в 60-х гг прошлого века) после
открытия феномена замкнутости/незамкнутости метафор, аллегорией
начали называть развёрнутую незамкнутую метафору, выражающую
определённую мысль. (Незамкнутая метафора - это метафора,
смысл которой неясен из её ближайшего контекста, другое её
название - "метафора-загадка").

Аллегории и являются такими развёрнутыми метафорами-загадками.
Наиболее яркий пример - басни, где эзоповым языком описывается
критикуемое явление, и только добавление слов-ключей (морали)
замыкает метафору и раскрывает аллегорию.


Источник: Выразительные средства современной русской речи. Терминологический словарь. 2007

6 комментариев:

  1. Видите ли в чём дело.... отцы понимали Рай, как действительно находившееся на земле место, где Бог сотворил человека и описание рек и земель понимали, как буквальное описание географии. Вы считаете, что они ничего не понимали?
    А грехопадение? Оно тоже аллегорическое или буквальное?

    С Евангелием буду конкретен : православный символ веры вы воспринимаете и понимаете буквально или символически?
    Я встречался с такой аллегорией : Иисус не человек, а учение и всё Евангелие надо понимать типа "духовно", а не буквально...
    Вот почему я скептически отношусь к такому восприятию, как к основному и мировоззренческому...

    ОтветитьУдалить
  2. Увы! Отцы стали жертвами (и пастырями) недоразумения и заблуждения.

    ОтветитьУдалить
  3. Уклоняетесь от ответа? Печально...
    Спрошу ещё раз : Иисус Бог? Пришел действительно, умер и воскрес? Или это аллегории?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Иисус бог"? Точнее - полубог, как и многие люди в мире.

      "Иисус Христос" - это порождение коллективного творчества в чем-то сумасшедших людей на почве еврейских писаний не без участия в процессе образованных личностей, предпочитающих излишне не высвечивать свои имена в этой коллективной, набиравшей обороты игре, сознание которых в нарастающем тогда космополитизме было так или иначе уже отторгнуто от родины их предков. Эта религия по большей части - плод тогдашних, воевавших с Римом, евреев и их прозелитов, заинтересованных в массовом помещательстве подданных так называемой "Римской империи", в создании революционных настроений, и в подогреве ненависти как к поработителям (римкие и прочие власти), так пренебрежительного отношения к богатству (что позволяло махинаторам собирать немалые средства среди подданых Римской империии), и т.д.

      "Распятие и восресение Христа", как и вся "история его жизни" - сюжет вообщим-то не новый. Отличалась новизной только подача этого материала массам.
      ---------

      Вообще-то, предпочитаю размышлять над контекстом первых глав книги Берешит. И в этом блоге тоже.

      Удалить